МОДЕРН В МОСКВЕ

В своё время внешний облик "Метрополя" стал настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться её художественному оформлению.

Майоликовое панно "Принцесса Грёза", Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана. Премьера пьесы в Санкт-Петербурге состоялась в 1896 году.

Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии.

Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

В том же 1896 году Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике.

Тогда Савва Мамонтов, поддерживающий многих художников, решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном его инициативе. Но, несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно.

При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

Оставить комментарий